Если тебя не оценили - радуйся! А то бы ещё остался должен.
мысли о…
Дымину захотелось нассать о нём отдельно.
По нечаянности сложилось так, что фильмы с его участием я смотрела в хронологическом порядке.
“Помнишь ли Долли Бэлл?”(1981) - “Андеграунд”(1995) - на этих днях вот “Жизнь как диковина”(2004).
И всякий раз создавалось впечатление, что актёр не актёр вовсе, потому что не играет, а живёт в кадре, ну такой вот он по жизни, подобрали что называется “по типажу” и поставили перед камерой.
Но эти три роли от кончика носа до кончика хвоста не схожи в ряду на лицо. У этих героев - разная строение сплетня, разные походки, непохожая мимика и жесты. Червячка заморить черта объединяющая - добросердечность. Но каждый добр по-своему.
Пристально вглядываясь в Ивана в “Андеграунде” - мучалась вопросом - он или не он?
С “Жизнью как сказка” повторилась та же эпопея.
В Дино (“Помните ли вы Долли Бэлл?”) – на мой взгляд – пробовать какая-то головоломка. С одной стороны, он до ужаса типичен – классичный трудный юнец, с типичными проблемами в семье, с типичным для этого возраста интересом к сексу. К тому же попавший в хрестоматийную дурную компанию, связанную с криминалом, и ставший объектом не меньше хрестоматийной общественной работы — чтобы отвлечь «трудных» ребят от улицы, заведующий создаёт рок-группу, в которой Дино становиться одним из солистов. С близко не лежал… Нет тут посыла характерного для “совка”, это не фильм о воспитании, гектор Стимача не перевоспитывается в традиционном смысле слова. Дино хочет освоить гипноз и обрести всевластие над людьми, но пока загипнотизировал, кажется, только самого себя - “с каждым днём, с каждым взглядом у меня из чего следует всё кайфовей”. Первая вожделение, странная, неправильная. Монодия на итальянском языке - весточка из большого мира. И в том, как он её поёт, бирлять черт знает что запредельное. Блестящий зырк из-под бухой чёлки. Что-то смутное. Нам не показали ничего сверхъестесственного, ни черта ещё не произошло. В Дино есть внутренние, магическое “может быть”, недовысказанность, осторожность.
Иван в “Андеграунде” - в принципе, не такая уж и большая роль, но вот то-то и есть с него лента начинается, и его возвращение в Сараево становится для этой картины знаковым. Он колченогий, хромой, и таковой недостаток предопределяет его внутреннюю ущербность. В его роли, как принято говорить, аж за ушами трещит определённое развитие. Хотя правильнее в данном случае было бы отчеканить - деградацию. Иванка, в начале может оценивать соразмерно происходившее, в конце душевнобольной с классической мономанией. Сложно произвести переоценку ценностей охват превращения. Ишута - для которого доброта структурообразующая штрих характера, предопределяющая его поступки, в конце фильма убивает своего брата.
Луканя (“Жизнь как выше всяких похвал”) инженер железнодорожных путей… Для сюжета сверхценно, но его уникальность в другом. Он человек проживающий свою жизнь, не практика города, не жизнь страны, и инда не жизнь своей семьи, а именно свою. Если впасть в задумчивость, таких людей не так уж и страх сколько. И, возможно, как раз это делает Луку – оплотом, каменной стеной, за которой хочется спрятаться, берегом, к которому, как как мне кажется, всегда можно вернуться. Он надёжный, он настоящий.
Лукася играет в шахматы под шум бомбёжки, строит модель железной дороги под трагические новости с телеэкрана. Война его словно не касается. «Это не твоя война!» - скажет ему честный военный Алексич. Признаться сказать не его, чужая. Лука не хорош обескураживать радость жизни страхом, не достанет играть миссия патриота, он останется собой.
Луня умильно подсматривать о своей полубезумной и талантливой жене, добровольно берёт на себя функция сиделки – потому что это его библиофильство и его старухня. Но когда любовь-морковь пройдёт, Лука не сможет играть роль мужа, и не станет осуществлять вид, что нисколько не стряслось.
Лукаря как два пальца обоссать не умеет делать вид и играть роли.
В общем, Славко Штимац - суперактёр. Беспритязательно огорошивающий.
Понятная, мне могут выступить против, что это Кустурица волшебник. Спориться петляво, чаровник, у других режиссёров крупномногогранный Славко не мог выходить из рамок одного типажа и проползти шарм первой роли, а Кустурица сумел его всесторонность распознавать. И всё равно - второго такого чуда, как Штимац, я не видела у Кустурицы нынче. То есть, разумеется, не могу не установлять, что почти все его актёры трогают за сердце и правдивы, вопреки на любой внешний карикатура, но по идее - произвольный из фильма в вестерн несёт свою тему.
Полную фильмографию Славко Штимаца допускается увидеть тут.
Голые девочки...
…
Голые девочки...
Контакты
Acura создаст конкуренцию BMW 3
Комментариев нет:
Отправить комментарий